Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 10.05.2024, 23:15

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

План-конспект урока
30.11.2014, 07:54

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по рассказу М. А. Булгакова «Стальное горло»

Тема: Нравственный выбор главного героя в рассказе М. А. Булгакова «Стальное горло»

Цели:

Общая - обсуждение  проблемы  трудности  выбора  модели поведения в экстремальной ситуации; осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата.

  Частная – углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.

Задачи:

  • Раскрыть идейное содержание произведения М.А.Булгакова «Стальное горло»,
  • Выявить нравственные проблемы, поднимаемые автором, а именно ответственности человека за свой выбор
  • Развивать навык анализа художественной прозы.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств, формированию художественного восприятия мира.

Форма проведения: Урок-размышление

Оборудование:

  • Компьютерная презентация
  • Отрывок видео «Автобиографичность рассказа»
  • Фонозапись  рассказа «Стальное горло»
  • Дерево «Нравственного выбора»

                                                      Ход урока:

                                            «Поступать надо правильно не думая,

не размышляя долго.

        Безотчетная душевная потребность поступать хорошо,

делать людям добро – самое ценное в человеке».

Д.С.Лихачёв

    1) Постановка цели. Актуализация знаний:

   

   Тему сегодняшнего разговора подсказал сам Сократ. Много веков тому назад он записал: “В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор”.

- Что же такое нравственный выбор как вы считаете? (Это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу. Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.)
 

 - В жизни человек очень часто сталкиваемся с проблемой выбора. Нашёл деньги, смотришь – никого вокруг нет. Уже думаешь, на что потратить. Вдруг видишь – первоклашка плачет. Отдать деньги? Оставить себе? Это и есть выбор.
  В  литературных произведениях мы также часто видим, как герой стоит перед выбором. Например...? Каких героев литературных вы можете назвать, оказавшихся перед проблемой выбора? ( В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой», В.Г.Распутин «Уроки французского») .  (Герой рассказа Николая Лескова «Человек на часах» - Постников – стоит на посту – охраняет дворец. Он слышит, как недалеко провалился под лёд и тонет человек. Постников понимает, что ему запрещено покидать пост, его за это накажут. Но он всё же спасает человека. Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе. Ну, и конечно, герой рассказа

 М. Булгакова «Стальное горло»  тоже стоит перед выбором спасти жизнь или остаться в стороне).
 

- Исходя из всего вышесказанного, как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока?  (Я считаю, наша цель - узнать, что же помогает герою сделать правильный выбор, что хотел нам сказать М.А. Булгаков своим рассказом? Порассуждать о милосердном поступке,  который  сделал герой произведения.)

 

- Совершенно верно. Но прежде, чем мы начнём размышлять над проблемами, которые поднял М.А.Булгаков в своём произведении, давайте скажем несколько слов о жизни и творчестве самого Михаила Афанасьевича. Одним из домашних заданий для вас было мини- исследование жизненного и литературного пути Булгакова. Итак: М.Булгаков – русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес и инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

 

2) Проверка домашнего задания (Работа в паре)

 

Настя


  Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая (по старому стилю - 3 мая) 1891 года в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны Булгаковой (в девичестве - Покровской). Имя старшему сыну и будущему писателю было дано в честь хранителя  города Киева архангела Михаила.

Бесспорное влияние на будущего писателя сыграла  роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло ,образованность и трудолюбие отца («Моя любовь — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). Отец скончался, когда Михаилу было 16 лет от болезни почек. Позже  Булгаков становится студентом медицинского факультета Киевского университета. Учеба Булгакова в университете была прервана досрочно. Шла мировая война. Он добровольно отправился работать в один из киевских госпиталей. Раненые, страдающие люди стали его врачебным крещением. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто», — написал он через несколько лет на страницах «Белой гвардии»

 

 

 

 

 

Вера

 

 Каждодневная хирургическая практика недавнего студента, затем — бесценный опыт сельского врача, вынужденного в одиночку справляться с многочисленными и неожиданными болезнями, спасая человеческие жизни, не прошли даром. В 1925 году в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама» был опубликован цикл его рассказов «Записки юного врача». В цикл входят рассказы «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга» и др. Драматургический талант Булгакова был тоже востребован. Он создал шестнадцать пьес: «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег» и др. Создавая пьесы, Булгаков  создает и свое главное произведение, роман  «Мастер и Маргарита». Автор использует в романе евангельские образы и мотивы. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

 

- Спасибо, девочки…

- На протяжении всего урока вы работаете с листком активности.

- Сергей, как ты думаешь, с чего мы начнём сегодняшнее рассуждение о поступке героя рассказа. «Стальное горло»?  (Думаю, нам стоить поставить проблемный вопрос.)

- И какой же? ( Мог ли герой рассказа «Стальное горло», молодой врач поступить иначе? Мог ли он не делать операцию больной девочке, тем самым, обрекая ёё на верную смерть? И почему он всё же сделал операцию?)

 Итак, мы должны ответить, а мог ли герой произведения поступить иначе? Для этого давайте вспомним сюжет рассказа.

3) Беседа по тексту.

-1) В чем жанровые особенности рассказа?
(Это небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя.)

2) Кем был главный герой? (Молодой врач, приехавший в село работать….)

3) Каково настроение доктора в самом начале рассказа и почему? О чем он всё время думает? Подтвердите словами из текста…. (Он одинокий, нерешительный, сомневающийся, испуганный, потому что ему просто не хватает опыта, он мало что умеет в своей профессии и боится не справиться.)

4) Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою, что случилось в эту ночь? (На наших глазах разворачивается трагедия, может погибнуть ребенок.)

5) Кто участники этой трагедии? (Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор.)

6) От чьего лица ведется повествование, когда происходит действие рассказа?
(Это рассказ-воспоминание, ведется от первого лица.)

- Мы с вами сделали вывод о том, что рассказ похож на воспоминание. И действительно рассказ напрямую связан с автором. Он является автобиографическим. Что такое автобиография?

(Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни).

- Что нам об этом скажешь ты, Серёжа?

В свидетельстве, выданном Булгакову 18 сентября 1917 г. Сычевской земской уездной управой, указывается, что во время работы в земской больнице села Никольского он, среди прочих операций, произвел трахеотомию, которая и описана в «Стальном горле». Однако для самого автора  эта операция обернулась очень неприятными последствиями. Какими же? (Видео). По-сути, Булгаков становится зависимым от морфия после, сделанной операции. И потом ему потребовались годы, чтобы избавиться от этой зависимости. В рассказе же этого не происходит. В рассказе операция заканчивается успешно как для пациентки, так и для доктора.

  - Спасибо, Серёжа.

Итак, рассказ автобиографический и автор описывает всё, что происходило с ним. То есть, описывает собственный опыт. Свои мысли и своё понимание ситуации в тот момент.

Давайте попытаемся составить психологический портрет главного героя, о чем он думает вначале рассказа и как меняется его поведение в зависимости от ситуации в конце?

4)  Анализ вслед за автором.

Следующий вид работы: монтаж отрывков.

 С чего начинается рассказ…..какой приём автор использует в начале рассказа и зачем?(С описания природы…Вьюга завывает….она указывает на то, что должно случиться что-то трагичное.)

Булгаков мастер символики, а также мастер цветописи….во многих своих произведениях автор использует цветопись….Давайте проследим как меняются цвета в рассказе и с чем это связано? Просмотрим, какие цвета вначале? (Под синим абажуром, в черном окне, темные, мрачные краски – это говорит о том, что должно случиться что-то нехорошее)….

 

 

О чем мечтает доктор вначале?….прочтите.

Опишите состояние врача в тот момент, когда привезли ребёнка…(Помню, я пересёк двор…О чём это говорит?)

В первые минуты после осмотра девочки, что решает для себя врач? (Он понимает, что нужна операция, но решает её не делать.)

Что повлияло на то, чтобы он изменил своё решение?  (Жалость). Жалость к кому?

Давайте проведем.  Небольшое исследование: «Что повлияло на выбор главного героя?....»

4.1 Монтаж отрывков (Психологический портрет главного героя)

Найдите в тексте рассказа яркие цитаты описания героев.

 Работаем в группах  1 группа: Девочка Лидка,

(« Я посмотрел на неё и забыл на время оперативную хирургию…Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами вьются в спелые кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали. Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это был страх, – ей нечем было дышать... Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет».)

 2группа: Мать Лидки….

«Мать как бы влетела , скользя в валенках, и снег ещё не стаял у неё на платке…Лицо матери было искажено, она беззвучно плакала...», «глаза у нее были как у дикого зверя...», «Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени». «Мать посмотрела на меня, как на безумного.» Таким образом своим видом и поведением мать Лидки тоже вызывает у врача чувство жалости…

и Серёжа: Бабка…  ( И тут бабка выросла из-под земли и перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок. Бабка начала молиться на косяк…Дай ей капель…Каких же я ей капель дам? Тебе лучше знать, батюшко-заныла искусственным голосом бабка….Что ты ..не давай резать горло-то…Уйди, бабка, - с ненавистью сказал я ей).

 - Что ты можешь сказать об этом образе?

        4.2 Выразительное чтение

 А теперь обратим внимание на очень интересный прием, который использует автор. Он использует Внутренний монолог героя после того, как доктор принимает  решение сделать операцию он всё же колеблется…ещё и мать отказывается…

(«Внутри себя я думал так: "Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку”. А говорил иное:
– Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют».
"Они отказались, и я спасен”. И только подумал, как другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил:
– Что вы, с ума сошли? Как это не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?»)

-Что это за внутренний голос? ( Голос совести..)

- Так какой же ответ мы можем дать на вопрос, поставленный   в начале урока Сергеем: Мог ли поступить врач иначе в этой ситуации ( Нет…ему  бы  не позволила  это сделать совесть.)

-Какие здесь проявляются личностные качества у героя? (Сострадание, сопереживание, милосердие, доброта)

-Что такое милосердие?

- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Обратите внимание на слова эпиграфа к сегодняшнему уроку…. это слова Д.С.Лихачева…как вы их понимаете?

- Скажите добро и милосердие – это одно и то же?

- Какие добрые и милосердные поступки можете совершать вы в повседневной жизни?

4.3 Синквейн

Выполните творческое задание – придумайте  синквейн на тему милосердие.

Давайте вернёмся к приему цветописи в рассказе…герой рассказа сделал правильный выбор…сделал операцию и спас девочку…как меняются цвета в конце рассказа (Фонарь горел спокойным белым светом..дом был мрачен, но уже спокоен и важен – Олицетворение)

 А какой добрый поступок мы, Серёжа, можем для всех присутствующих сегодня с тобой сделать?

(Думаю,  мы можем всех угостить хорошим настроением, таким же ярким, как сегодняшний день раз уж речь шла сегодня о цветописи…)

5. Подведение итогов

Мы завершаем своё сегодняшнее размышление …давайте подведём итог всему сказанному…Сергей, прошу,… подводи итоги….

Я задам вам завершающие нашу работу вопросы:

- Какие качества характера помогают герою сделать правильный выбор?

- Что и кто влияет на нравственный выбор героя?

- Скажите, какая мысль пришла вам в голову, мысль, навеянная сегодняшним уроком.
 

5.1 Рефлексия


– На доске  ДЕРЕВО  НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА. На его ветвях  растут  разноцветные листочки. Сделайте свой нравственный выбор:
Если вам понравилось на уроке и вы получили  положительный заряд эмоций, наклейте зелёный листок.
Если  вам понравилось, но ещё сомневаетесь в себе, выберите жёлтый листок.

Д/з

1) Написать эссе  на тему «Как в дальнейшем сложилась судьба девочки»

2) Подумать и ответить на вопрос: Почему рассказ назван «Стальное горло»?

   Разговор, который мы начали сегодня, не заканчивается: он продолжается для каждого из нас. Я желаю, чтобы мы были открыты истине, добру и красоте. И тогда мы сможем сделать единственно правильный для нас нравственный выбор.
Помните, самый выгодный выбор – нравственный.

Категория: Мои файлы | Добавил: Наталья
Просмотров: 3089 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz