МБОУ «Малополпинская СОШ»
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них».
Составила учитель русского языка и литературы: Гафыкина Н.А.
Цели: Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «Однородные члены предложения»; закрепление навыка пунктуации; формирование навыка самостоятельного описания явлений природы; развитие связной речи; воспитание уважительного отношения к собеседнику, эстетического вкуса.
Задача: Подготовка к контрольной работе.
Оборудование: Раздаточный материал, компьютерная презентация, перфокарты, репродукция картины И. Левитана «Март», таблица «Сочинительные союзы».
Ход урока:
- Словарно-орфографическая работа с использованием перфокарт.
- деревянный сруб крашеный пол ветреный день
- дерево срублено некрашеные стены стена покрашена
- ледяной дом огни погашены груженый вагон
- сваренный борщ соединены вместе выдуманная история
- истинный друг спрятаны в доме равнинная местность
- украшена рисунком построенный дом книга прочитана
- письмо написано оно отправлено оно получено
- старинный дом решённая задача задача решена
Задание: Вставить одну и две н в суффиксах прилагательных и причастий.
- Повторение и обобщение изученного по теме.
а) Постановка цели урока.
- Мы закончили изучение темы «Однородные члены предложения». Какова цель сегодняшнего урока?
б) Проверка домашнего задания.Работа по микрогруппах.
Задание: Первая микрогруппа задает вопросы второй по заданной теме.
Примерные вопросы :
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие определения являются однородными, какие – нет?
- На какие группы делятся сочинительные союзы?ит.д.
-
|
|
|
И; да (и); ни-ни; не только, но и; как…так и
|
Или (иль); либо; не то – не то; то-то
|
а ; но; да(но); зато;однако
|
Один ученик заполняет таблицу у доски, остальные – на местах.
- Практикум.
а) Работа по микрогруппам
- Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, начертить схему первого предложения, выполнить синтаксический разбор второго предложения.
1 микрогруппа:
И дымком..то пахн..т и тр..вой и дегт..м м..ленько и м..ленько кожей. Небо то всё з..в..лакивал..сь рыхлыми белыми обл..камито вдру.. м..стамира..чищалось на мгн..вен..е.
2 микрогруппа:
Ни(е) зн..тный род ни(е) крас..та ни(е) сила ни(е) б..гатство ни(что) б..ды не(и) может м..н..вать. П..следние волны с..гретого тумана то ск..т..вают(ь)ся и рас(с)т..лают(ь)ся скат..ртями то изв..вают(ь)ся и ис(з)чезают в глубокой выш..не.
б)Словарная работа.
Достоинство, впечатление.
Задание: Найти лексическое значение данных слов в толковом словаре. Внести их в свой словарь.
в) Работа в парах по карточкам.
Карточка 1
- В дом отдыха можно ехать и поездом, и автобусом.
- После окончания школы я буду работать, и учиться в институте.
Карточка 2
Расставьте знаки препинания, соединив однородные члены различными союзами попарно (и; не только..но и; как..таки)
- Геологов не пугали морозы, тайга, непроходимые болота, вьюги под открытым небом, встречи с дикими животными.
- Москва богата театрами, музеями, стадионами, парками, выставками.
г) Самостоятельная работа по учебнику. (Выполнение упражнения 286).
Задание: Списать, расставить знаки препинания. Составить схемы 1,5,6,10-го предложений.
4. Физминутка.
-
-
Составить предложение с однородными членами, соответствующее данным схемам:
1 микрогруппа [ О:и О, и О, и О…-… ]
2 микрогруппа [ и О, и О, и О, и О - О]
Опорные слова: яркое, синее, голубое, высокое; подтаявший, рыхлый, наполненный водой, серый; лёгкие, пушистые, ослепительно-белые, воздушные; ярко-жёлтая, пронизанная солнцем;задремавшая под тёплым солнцем; солнечный, теплый, ласковый.
- Все на карте Левитана «Март»: и голубое, высокое небо, и рыхлый, подтаявший снег, и лёгкие, воздушные берёзки, и ярко-жёлтая, пронизанная солнцем стена дома, и голубые тени деревьев, и задремавшая у крыльца лошадь – говорит о приходе весны.
- На картине Левитана «Март» яркое, голубое небо, и подтаявший, рыхлый снег, и легкие, пушистые березки, и ярко-желтая стена дома, и длинные тени деревьев, и задремавшая у крыльца лошадь – всё говорит о приходе весны.
6. Объяснительный диктант:
В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Левитана и других. Один из лучших художников этого жанра – Шишкин. В своих картинах он воспел родную землю, её свежее дыхание, необозримые просторы и богатства. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще – всё это близко и дорого сердцу художника.
Задание: Морфемный разбор: прекрасных, цветущие. Синтаксический разбор последнего предложения. Составить схемы предложений с однородными членами.
7. Подведение итогов. Оценки за урок.
8. Домашнее задание.
1) Индивидуальное задание каждому по карточкам.
Приведите примеры фразеологических оборотов с повторяющимися союзами, которые никогда не разделяются запятой.
2) Выполнить упражнение 144
|