Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 10.05.2024, 04:21

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок развития речи в 6 классе Тема: Подготовка к сочинению – описанию по картине А.М.Герасимова «После дождя»
29.11.2014, 20:00

Тема: Подготовка к сочинению – описанию по картине А.М.Герасимова    «После дождя»

Цель: Подготовить учащихся к сочинению-описанию на основе картины А.М.Герасимова «После дождя».

Задачи:

  • собрать материалы необходимые для сочинения.
  • Совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины.
  • Пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе речи.
  • Способствовать формированию положительного отношения к живописи.
  • репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя»

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

  Капли воды, быстро мчащиеся с небес или бережно опускающиеся на землю. Разве это не поэтично? Неудивительно, что многие поэты с удовольствием писали стихи про дождь. Величайший русский поэт А. С. Пушкин в своем стихотворении «Туча» говорит о дожде, как о грозном, унылом, но несущем несомненную пользу событии:

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

  Не стоит забывать, что дождь это, действительно, благодать, насыщающая нашу землю живительной влагой. Поэтому относиться к этому явлению природы следует с поэтической восторженностью, как относились к нему поэты, художники. Сегодня мы познакомимся с репродукцией картины известного русского художника А.М.Герасимова «После дождя». Постараемся  понять тему и основную мысль картины, задуманную автором.

  • Учитель предлагает ученикам рассмотреть репродукцию картины А.М.Герасимова «После дождя».

- Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова "После дождя". Александр Михайлович  в один прекрасный летний день сидел на террасе со своей семьёй. Внезапно начался дождь. Все ушли в дом, а художник остался наблюдать за изменением природы. После того, как кончился дождь, выглянуло солнышко и все кругом заблестело, у него возникла мысль написать картину. Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж?  (Ответы детей)

- Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди - пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Это могла бы быть жанровая сцена. А мог быть также пейзаж, так как на картине есть сад, по дорожкам которого совсем недавно прогулялся дождь.

2) Беседа по картине.

  • Нравится ли вам эта картина?
  • Что именно привлекает ваше внимание?
  • Что изобразил художник на переднем плане?
  • Что поместил автор на задний план?
  • Посмотрите и подумайте: если бы у этой картины не было названия, как бы вы её назвали?
  • Почему вы хотите так её назвать?
  • Что отражает ваше название: тему или основную мысль произведения?
  • Сформулируйте тему и основную мысль картины. (Тема – изображение мокрой террасы и сада, омытого дождём, а основная мысль заключается в желании автора передать свежесть и красоту природы после дождя)
  1. Работа над планом наблюдения.

   Мы уже говорили о том, что художник изобразил на картине террасу, сад, стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан. Его, видимо, перевернул порыв ветра перед дождём. Нам необходимо выбрать какую-то последовательность в описании, составив план наблюдения. Что мы опишем в первую очередь? (В первую очередь описываются те предметы, которые находятся на переднем плане.) В какой последовательности будем описывать предметы на переднем плане? (Можно сначала описать мокрый пол террасы, в котором как в зеркале отражается листва деревьев, затем стол, вазу с цветами и перевернутый стакан, потом скамейку.) Что будем описывать дальше? (Задний план, на котором автор изобразил угол дома, выходящий в сад.)Что является фоном этого произведения живописи? (Сад, умытый дождем). Если фоном является сад, то какие тона преобладают на картине? (Тона цветов нежные и неброские: светло-зелёный, светло-коричневый и т.д.) Допустима ли другая последовательность описания или тот план, который мы с вами выбрали, единственно возможен? (Можно сначала описать стол с вазой, так как он дополняет картину, он самостоятельный предмет на ней, а потом остальные предметы.)

  1. Собирание рабочих материалов.

А теперь внимательно рассмотрим каждый из предметов, находящихся на картине. Отгадайте загадку.

У него четыре ножки
На него разложим ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья для него подружки.
Украшает кухню, холл.
Что за мебель? Это…(стол)! Стол есть на репродукции. Причем ножки у этого стола резные. Они отражаются в воде на полу. Какого цвета стол? В загадке говорится о том, что стол украшает кухню и холл. А стол на картине украшает террасу?  (Украшает, он необычной формы, сделанный под старину). Теперь послушайте ещё загадку.

На столе стоит она
Полевых  цветов  полна.
Догадаться можно сразу -
На столе мы видим …(вазу). Опишите вазу с цветами. (На столе в стеклянной вазе красуется пышный букет цветов, умытый дождём). Какие тона цветов мы видим? (Нежные). Нам кажется, что мы чувствуем их тонкий аромат, который усилился после дождя. Рядом с вазой мы видим лежащий на боку стакан, очевидно упавший от резкого порыва ветра. И ваза и стакан отражаются в мокрой поверхности стола, как в зеркале.  Ещё загадка для вас.

Она устойчиво стоит,
Целый день на ней сидит –

То бабушка,  то Петя.
Что это? Ответьте! …(скамейка) .Опишите скамейку. (Скамейка и перила освещена солнечным светом).  Мы рассмотрели скамейку. Где на картине находится скамейка, какого она цвета? На ней совсем ещё недавно сидели люди, теперь она залита дождевой водой и солнечным светом. И последняя загадка.

 

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук…(сад). Опишите сад на картине. (Густая листва деревьев и кустарников, омытая дождём, блестит на солнце). А дальше за деревьями очищается и светлеет небо. В глубине сада, сквозь ветви кустов виднеется крыша старого сарая.

Вернёмся к основной мысли этой картины. Зачем художник изобразил  все эти предметы, залитые от дождём? (Автор картины хотел, чтобы мы всмотрелись в эти привычные предметы и полюбовались ими, чтобы мы ощутили аромат цветов и мокрой зелёной листвы, увидели  красоту природы, почувствовали свежесть воздуха, которая обычно бывает после дождя.) Привычное благодаря художнику становится необычным, неброское – удивительным.

4.  Работа над планом сочинения.

На доске записан частично составленный план сочинения.

  1. Художник, научивший восхищаться обыденным.
  2. Красота природы и предметов после дождя, изображённых на картине.

а) …..,

б)…..,

в)…..,

г)……

Ученики формулируют недостающие пункты плана.

5. Словарно-орфографическая работа.

В работу включены слова, с которыми ученики работали в ходе урока.

 

 Освещены солнечным светом, привлекает внимание, на переднем (заднем плане), нежные неброские тона, мокрый пол террасы, омытая дождем, перевёрнутый стакан, порывы ветра …и др.

6. Устное рассказывание текста, составление коллективного сочинения.

Работаем по микрогруппам. Первая микрогруппа составляет вступление, вторая – описание предметов и сада, третья – заключение. Учитель обращает внимание на необходимость связок между частями текста, корректирует рассказы учащихся.

7. Написание сочинения.

Учащиеся самостоятельно пишут сочинение - описание по картине А.М. Герасимова «После дождя»

8. Итог урока.

Категория: Мои файлы | Добавил: Наталья
Просмотров: 2090 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz