Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 10.05.2024, 19:03

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказам М. М. Пришвина о природе и животных.
29.11.2014, 22:54

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказам М. М. Пришвина о природе и животных.

 

Цели:

 

  • Раскрыть особенности произведений М.М Пришвина, вызвать интерес к творчеству писателя;
  •  Развивать внимание к авторскому слову, устную речь, коммуникативные навыки, умение видеть красоту в природе.
  • Воспитывать любовь к природе, к малой Родине.

 

Оборудование: Компьютерная презентация, аудиозапись «Времена года» Вивальди, фотографии Михаила Пришвина, рассказы М. М.Пришвина, рисунки учеников.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя

   Сегодня у нас необычный урок, необычность его заключается в том, что мы с вами сегодня совершим путешествие в мир книг М.М. Пришвина, в мир единения человека и природы. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова самого Михаила Пришвина «Чудеса не как в сказке о живой и мёртвой воде, а настоящие, как они свершаются везде и всюду, в каждую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза их, не видим, имея уши их, не слышим». Как вы понимаете эти слова?
    Жил на свете такой писатель, которого читатели называют волшебником или колдуном, сказочным Берендеем. Он понимал птичий язык и разговор деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки. Этот писатель М.М. Пришвин. (сл.1) секрет его колдовства – в его удивительной зоркости, когда в каждой малости открывается интересное и значительное. (сл.2) Пришвин писал: «Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват». Почему он так выразился? Книги Пришвина, говоря же его словами – это бесконечная радость постоянных открытий. Сегодня мы будем учиться видеть в обычном – необычное, в обыденном – чудесное и волшебное. Вдумаемся в мысли и размышления Пришвина, человека неспокойного, с открытой и смелой душой, попробуем почувствовать красоту, точность и живописность языка Пришвина, а также вспомним средства выразительности, которые помогают нам заметить всю красоту природы в художественных произведениях.

  1.  Проверка домашнего задания

А теперь в путь.  Всё на свете имеет своё начало, свои истоки, и наше путешествие начнётся с рассказа  о том, как Пришвин стал писателем. На дом вы получили индивидуальное задание подготовить краткое сообщение о биографии Михаила Пришвина.

Доклад ученика о М.М.Пришвине.

Родился 21 января (4 февраля) 1873 в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкая область), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом. Пришвин получил хорошее образование. Учился в Елецкой гимназии, затем в тюменском Александровском училище. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений. Михаил Михайлович мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов или с ружьём и охотничьей собакой, и уж непременно со своей записной книжкой

Пришвин исходил и изъездил всю среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний восток. Он говорил: «Нужно найти в природе такое, чего я ещё не видел». И  после каждой поездки появлялись книги. Писал он только о том, что сам видел и пережил в природе.  Большое количество книг написал для детей. (сл. 3-6)

Учитель

  • Посмотрите на фотографии М. Пришвина. Рядом с ним его четвероногие друзья – собаки.
  •  О какой черте характера писателя говорят нам эти снимки? (сл.7)

 

Дома вы читали рассказы Пришвина о природе. Каждой группе нужно было прочесть отдельный рассказ. Поработаем по алгоритму. (сл.8)

  •  Кратко перескажите, выделите то, что на ваш взгляд вам показалось особенно интересным, чудесным, выделите те детали, которые вам помогли по-новому взглянуть на явления природы.
  •  Выберите в тексте тот эпизод, который  показался наиболее интересным, необычным. Прочтите.
  •  Встретились ли вам в рассказе средства выразительности? Какие из них вы можете назвать? Зачем их использует автор?
  1. Анализ рассказа  «Золотой луг»

 Представим себе, что мы на лугу, но не на простом лугу, а на котором растут одуванчики.(сл.9) Скажите, вы видели когда-нибудь целый луг одуванчиков? Кажется, что такой луг весь золотой.  У Пришвина есть рассказ, который так и называется «Золотой луг». Прочтите его.

  • - О чем этот рассказ?
  • - С какой целью автор рассказал нам об этом случае?
  • - Какую картину вы представили наиболее ярко, слушая рассказ?
  • - Какой это рассказ? (Описание, повествование, рассуждение)
  • - Всё ли было понятно? Все слова вам ясны?
  • - Нужно ли говорить «отыскал одуванчик», ведь на лугу множество одуванчиков?

Почему автор говорит: « раскрывает свои ладони», разве у одуванчиков есть ладони? Как называется это средство выразительности? Что такое метафора? (Метафора – скрытое сравнение.) Метафора используется для создания ярких образов.

 

  • Какие  ещё средства выразительности в этом рассказе вы можете отметить? Для чего их использует автор?
  • Чувствуется ли в этом рассказе отношение автора к природе?
  • Какой вывод мы можем сделать на основе всех прочитанных нами рассказов? (В природе всё неслучайно, всё разумно. Нужно только быть внимательным, наблюдать терпеливо).
  1. Минутка релаксации

   Погуляли мы по лесным и луговым тропинкам, надо отдохнуть.  Отдыхаем мы на волшебной поляне. Помните поляну, на которой встретились все 12 месяцев? А мы попытаемся представить и почувствовать за несколько минут красоту всех времён года: осени, зимы, весны, лета. А поможет нам в этом прекрасная музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» Сядьте поудобнее, расслабьтесь, слушайте музыку и представляйте времена года. (сл. 10-13)

  1. Работа по миниатюрам М.Пришвина «Времена года»

  Продолжим путешествие. Итак, мы с вами находимся на поляне «Времена года». (сл.14) Вы представляли прекрасные картины времён года. А у Пришвина есть маленькие рассказы, посвященные временам года. Прочитав их, мы можем по-иному взглянуть на лето, осень, весну, зиму. Здесь мы можем увидеть. Откройте свои учебники на стр. 158. Дома вы прочли миниатюры М. М. Пришвина из цикла «Времена года»  и подготовили рисунки по выбору. Прокомментируйте, пожалуйста, свои рисунки.

  • Что удивительного, необычного ты можешь отметить в миниатюре?
  • Найди в тексте отрывок и прочитай, какой  эпизод рассказа ты  изобразил?
  • Почему именно эпизод из этой миниатюры ты решил изобразить?

 

  1. Работа по группам.

А теперь работа в группах. Каждой группе дано задание на карточках, выполняем его. Средства выразительности выписываем в тетрадь.

1группа : Работа с рассказом «Серебряное утро»

2группа : Работа с рассказом «Иван-да-Марья» (сл.15,16)

 

7. Закрепление

Пришвин был влюблён в свою Родину. В её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе. В своих произведениях он хочет нам сказать, что всё единственно и неповторимо, всё это нужно беречь: и цветок, который нам встретился на пути, и ёжика, который перебежал нам дорогу.

  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Достигли ли мы поставленных целей?
  • Что вы можете сказать о Пришвине, почему его называют волшебником?
  • Чему посвящены произведения Пришвина с которыми мы познакомились?
  • Обратимся к эпиграфу, прозвучавшему в начале урока. Согласны ли вы со словами Михаила Пришвина?

Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. (сл.15) Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. В этом помогает язык писателя, его умение словами описывать природу.

  1. Д/з написать мини-сочинение на одну из тем.

Оценки за урок.

Категория: Мои файлы | Добавил: Наталья
Просмотров: 1333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz