Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 10.05.2024, 11:45

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Занятие элективного курса «Выразительное чтение» в 5 классе Тема: Подготовка к выразительному чтению стихотворения В.С.Высоцкого «Братские м
[ Скачать с сервера (23.8 Kb) ] 29.11.2014, 19:40

МБОУ «Малополпинская СОШ»

 

 

 

 

 

Занятие элективного курса «Выразительное чтение» в 5 классе

Тема: Подготовка к выразительному чтению стихотворения В.С.Высоцкого «Братские могилы».

 

 

 

 

 

 

Составила: учитель русского языка и литературы

Гафыкина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

Цель:  Обучение выразительному чтению стихотворения В.С.Высоцкого «Братские могилы».

 Задачи:

  1. Учить умению анализировать стихотворение о Великой Отечественной войне на примере произведения Высоцкого «Братские могилы», выразительно его читать.
  2. Развивать логическую выразительность чтения, совершенствовать исполнительское мастерство.
  3. Пробудить чувство патриотизма, воспитывать способность эстетически воспринимать произведения художественной литературы.

Оборудование: Тексты стихотворения, фонозапись, рисунки учащихся, портрет В. С. Высоцкого.

Ход занятия:

I . Вступительное слово учителя.

Учитель.

 Близится 70-я годовщина победы советского народа в ВОВ. Вы уже знаете о колоссальных потерях нашей страны в этой войне. И пусть прошёл уже ни один десяток лет с той поры, но память о тех днях нетленна. Тема войны остаётся в литературе одной из главных.

II . Целеполагание.

 Учитель.

 - Сегодня на занятии мы продолжим отрабатывать навыки выразительного чтения произведений о Великой Отечественной войне.

III. Речевая разминка.

Упражнение на дыхание: «задувание свечи»

Упражнение для дикции: произнесение скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит»

IV.  Проверка  домашнего  задания.

Учитель.

- На дом каждый из вас получил индивидуальное задание. Вы должны были подобрать и попытаться выразительно прочитать  стихотворения о войне,  выразить идею этих произведений с помощью рисунков.

а) Чтение учащимися отрывков.

б) Работа с рисунками

- Удалось ли вам отразить главную мысль текста в своих рисунках? Расскажите, что изображено на рисунках?

V. Практикум по выработке техники выразительного чтения стихотворения В. Высоцкого «Братские могилы»

 Тема трагической судьбы советских людей никогда не будет исчерпана в литературе. Эта тема близка всем, потому что война тем или иным образом коснулась судьбы  каждого человека нашей страны.  Мы с вами сейчас познакомимся с замечательным произведением  о ВОВ одного очень известного человека. Обратите внимание, на доске портрет этого человека.

- Кто он? (Владимир Семёнович Высоцкий).

- Что вы знаете о Высоцком,  кто такой Высоцкий? (Бард, поэт, музыкант, актер театра и кино).

- Сегодня мы будем работать со стихотворением В.Высоцкого «На братских могилах»

 

а) Чтение стихотворения учителем

                                                     

Братские могилы

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

 

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

 

У братских могил нет заплаканных вдов —

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

1964

 б) Первичное ознакомление с текстом стихотворения учащимися.

Учитель.

-С чего начинаем работу с текстом? (С объяснения трудных слов)

- Прочитайте стихотворение, отметьте непонятные слова. Объясните их с помощью толкового словаря. 

Братская могила  - общая могила погибших в бою.

Крест – предмет в виде стержня с перекладиной под прямым углом как символ христианского культа.

Вечный огонь – огонь, не перестающий существовать, никогда не прекращающийся, сохраняющийся на многие века.

Рейхстаг – название парламента в Германии. ( словарь Ожегова)

в)  Анализ содержания стихотворения.

Учитель.

-Лексическое значение трудных слов понятно. Обратимся к содержанию стихотворения.

-  Какова тема стихотворения? ( Тема войны, памяти)

-Давайте определим главную мысль. Основная мысль выражена в последних строках, прочтем их.  (Но разве от этого легче). Это риторический вопрос. Нужно ли на этот вопрос отвечать?  Нет, ответ на риторический вопрос известен каждому: нет, не легче.

- Какие картины войны рисует автор в первой, во второй и т. д. строфах?

- Почему Высоцкий сделал акцент на фразе «Не ставят крестов», как вы думаете?

- Как вы понимаете строки «Нет ни одной персональной судьбы….все судьбы в единую слиты»

- Какие средства выразительности использует автор?

- Какие чувства вызвало стихотворение у вас? Какое настроение?

- Теперь определим актёрскую задачу. Какие эмоции, чувства мы должны вызвать, читая это произведение? ( Гордость, торжественную скорбь).

- Что чтец должен считать главным для себя при чтении этого стихотворения? Чего он должен добиваться?

Вот так мы и должны читать это произведение: торжественно – скорбно.

г)  Работа над логической акцентировкой.

Учитель.

- Возмите карандаш и разберите каждую строку. Подумайте, какие слова в стихотворении мы должны выделить интонационно. Расставьте логическое ударение над этими  словами. Попробуйте самостоятельно прочесть стихотворение с соблюдением логического ударения.

е)  Работа над паузой.

Учитель.

- Обозначьте репризы и долгие паузы в тексте произведения. Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение. Постарайтесь при чтении обращать внимание на паузы.

 ж)  Отработка навыка выразительного чтения.

Учитель.

- Теперь, разобрав текст, найдя в каждой фразе главное слово, давайте попробуем прочитать вслух, потренируемся в выразительном чтении.

- Удалось ли  вам  передать главное в этом стихотворении? (Ответы учеников).

з)   Работа с фонозаписью

Учитель.

- Искусство выразительного чтения  - великая вещь. Порой не важно,  что читают, очень важно как читают. Конечно, эталоном выразительного чтения служит чтение дикторов центрального радио и телевидения. Великим диктором страны в военное время был Левитан. Слово, сказанное им по радио, было грозным оружием для врага. Люди, слушая Левитана,  вдохновлялись, он словом вселял надежду, мужество и стойкость в сердца граждан своей страны.

Не только нас с вами, но и профессиональных актёров серьёзно интересует вопрос о том, как читать стихи. Чтение стихов – труднейшее искусство. Актёрское исполнение помогает овладеть этим искусством.

  Сейчас послушайте чтение стихотворения В. Высоцкого «Братские могилы» актером. (Фонозапись).

Учитель.

- Помогло ли вам чтение актёра более зримо представить картины войны, которые описал автор в этом стихотворении?

- Какие интонации преобладают при чтении произведения актёром?

- Как меняется темп чтения актёра, при произнесении каждой строфы?

- Какие чувства поэта передаёт актер в последней строке?

Актёрское чтение является эталонным. Мы должны стремиться к эталонному чтению, пытаться прочесть стихотворение так, как читает его актёр.

VI  Выразительное  чтение стихотворения учащимися.

VII Подведение итогов. ( Оценки за урок.)

VIII Домашнее задание

  1. Найдите стихотворения о природе, о весне. Поработайте над выразительностью этих стихотворений.
  2. Найдите прозаические произведения о ВОВ, выберите понравившейся вам эпизод, попытайтесь прочесть его выразительно.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Наталья
Просмотров: 1733 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz