МБОУ «Малополпинская СОШ»
Занятие элективного курса «Выразительное чтение» в 5 классе
Тема: Подготовка к выразительному чтению стихотворения В.С.Высоцкого «Братские могилы».
Составила: учитель русского языка и литературы
Гафыкина Н.А.
Цель: Обучение выразительному чтению стихотворения В.С.Высоцкого «Братские могилы».
Задачи:
- Учить умению анализировать стихотворение о Великой Отечественной войне на примере произведения Высоцкого «Братские могилы», выразительно его читать.
- Развивать логическую выразительность чтения, совершенствовать исполнительское мастерство.
- Пробудить чувство патриотизма, воспитывать способность эстетически воспринимать произведения художественной литературы.
Оборудование: Тексты стихотворения, фонозапись, рисунки учащихся, портрет В. С. Высоцкого.
Ход занятия:
I . Вступительное слово учителя.
Учитель.
Близится 70-я годовщина победы советского народа в ВОВ. Вы уже знаете о колоссальных потерях нашей страны в этой войне. И пусть прошёл уже ни один десяток лет с той поры, но память о тех днях нетленна. Тема войны остаётся в литературе одной из главных.
II . Целеполагание.
Учитель.
- Сегодня на занятии мы продолжим отрабатывать навыки выразительного чтения произведений о Великой Отечественной войне.
III. Речевая разминка.
Упражнение на дыхание: «задувание свечи»
Упражнение для дикции: произнесение скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит»
IV. Проверка домашнего задания.
Учитель.
- На дом каждый из вас получил индивидуальное задание. Вы должны были подобрать и попытаться выразительно прочитать стихотворения о войне, выразить идею этих произведений с помощью рисунков.
а) Чтение учащимися отрывков.
б) Работа с рисунками
- Удалось ли вам отразить главную мысль текста в своих рисунках? Расскажите, что изображено на рисунках?
V. Практикум по выработке техники выразительного чтения стихотворения В. Высоцкого «Братские могилы»
Тема трагической судьбы советских людей никогда не будет исчерпана в литературе. Эта тема близка всем, потому что война тем или иным образом коснулась судьбы каждого человека нашей страны. Мы с вами сейчас познакомимся с замечательным произведением о ВОВ одного очень известного человека. Обратите внимание, на доске портрет этого человека.
- Кто он? (Владимир Семёнович Высоцкий).
- Что вы знаете о Высоцком, кто такой Высоцкий? (Бард, поэт, музыкант, актер театра и кино).
- Сегодня мы будем работать со стихотворением В.Высоцкого «На братских могилах»
а) Чтение стихотворения учителем
Братские могилы
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
1964
б) Первичное ознакомление с текстом стихотворения учащимися.
Учитель.
-С чего начинаем работу с текстом? (С объяснения трудных слов)
- Прочитайте стихотворение, отметьте непонятные слова. Объясните их с помощью толкового словаря.
Братская могила - общая могила погибших в бою.
Крест – предмет в виде стержня с перекладиной под прямым углом как символ христианского культа.
Вечный огонь – огонь, не перестающий существовать, никогда не прекращающийся, сохраняющийся на многие века.
Рейхстаг – название парламента в Германии. ( словарь Ожегова)
в) Анализ содержания стихотворения.
Учитель.
-Лексическое значение трудных слов понятно. Обратимся к содержанию стихотворения.
- Какова тема стихотворения? ( Тема войны, памяти)
-Давайте определим главную мысль. Основная мысль выражена в последних строках, прочтем их. (Но разве от этого легче). Это риторический вопрос. Нужно ли на этот вопрос отвечать? Нет, ответ на риторический вопрос известен каждому: нет, не легче.
- Какие картины войны рисует автор в первой, во второй и т. д. строфах?
- Почему Высоцкий сделал акцент на фразе «Не ставят крестов», как вы думаете?
- Как вы понимаете строки «Нет ни одной персональной судьбы….все судьбы в единую слиты»
- Какие средства выразительности использует автор?
- Какие чувства вызвало стихотворение у вас? Какое настроение?
- Теперь определим актёрскую задачу. Какие эмоции, чувства мы должны вызвать, читая это произведение? ( Гордость, торжественную скорбь).
- Что чтец должен считать главным для себя при чтении этого стихотворения? Чего он должен добиваться?
Вот так мы и должны читать это произведение: торжественно – скорбно.
г) Работа над логической акцентировкой.
Учитель.
- Возмите карандаш и разберите каждую строку. Подумайте, какие слова в стихотворении мы должны выделить интонационно. Расставьте логическое ударение над этими словами. Попробуйте самостоятельно прочесть стихотворение с соблюдением логического ударения.
е) Работа над паузой.
Учитель.
- Обозначьте репризы и долгие паузы в тексте произведения. Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение. Постарайтесь при чтении обращать внимание на паузы.
ж) Отработка навыка выразительного чтения.
Учитель.
- Теперь, разобрав текст, найдя в каждой фразе главное слово, давайте попробуем прочитать вслух, потренируемся в выразительном чтении.
- Удалось ли вам передать главное в этом стихотворении? (Ответы учеников).
з) Работа с фонозаписью
Учитель.
- Искусство выразительного чтения - великая вещь. Порой не важно, что читают, очень важно как читают. Конечно, эталоном выразительного чтения служит чтение дикторов центрального радио и телевидения. Великим диктором страны в военное время был Левитан. Слово, сказанное им по радио, было грозным оружием для врага. Люди, слушая Левитана, вдохновлялись, он словом вселял надежду, мужество и стойкость в сердца граждан своей страны.
Не только нас с вами, но и профессиональных актёров серьёзно интересует вопрос о том, как читать стихи. Чтение стихов – труднейшее искусство. Актёрское исполнение помогает овладеть этим искусством.
Сейчас послушайте чтение стихотворения В. Высоцкого «Братские могилы» актером. (Фонозапись).
Учитель.
- Помогло ли вам чтение актёра более зримо представить картины войны, которые описал автор в этом стихотворении?
- Какие интонации преобладают при чтении произведения актёром?
- Как меняется темп чтения актёра, при произнесении каждой строфы?
- Какие чувства поэта передаёт актер в последней строке?
Актёрское чтение является эталонным. Мы должны стремиться к эталонному чтению, пытаться прочесть стихотворение так, как читает его актёр.
VI Выразительное чтение стихотворения учащимися.
VII Подведение итогов. ( Оценки за урок.)
VIII Домашнее задание
- Найдите стихотворения о природе, о весне. Поработайте над выразительностью этих стихотворений.
- Найдите прозаические произведения о ВОВ, выберите понравившейся вам эпизод, попытайтесь прочесть его выразительно.
|